Яндекс.Радар: отчёты о самых популярных интернет-проектах, технологиях и поисковых системах в России и других странах

Топ интернет-проектов, популярных у российской аудитории

Как проекты попадают в Топ Радара

Яндекс.Радар автоматически выделяет 10 000 крупнейших интернет-проектов по количеству посетителей из России. Поэтому в Топ Радара могут попасть площадки с любым доменом верхнего уровня, не только .ru или .рф.

В один интернет-проект объединяются все сайты и приложения, работающие под единым названием — при этом данные об аудитории приложений учитываются только для тех проектов, которые подключили передачу данных из AppMetrica.

Откуда мы берём данные о посещаемости интернет-проектов

Рейтинг формируется на основе агрегированных обезличенных данных Яндекс.Браузера, Элементов Яндекса, Визуальных закладок, а также браузерных расширений и других продуктов Яндекса. По умолчанию данные аналитических сервисов Яндекса не учитываются.

Доля пользователей Яндекса в аудитории каждого интернет-проекта разная. Поэтому для расчёта посещаемости каждого проекта с помощью машинного обучения создаётся собственная статистическая модель. Она определяет диапазон, в котором с высокой вероятностью находится реальное количество посетителей ресурса за выбранный период отчёта.

Рядом с интернет-проектом в рейтинге указывается его минимальная оценка посещаемости, а по наведению курсора на это число показывается верхняя граница диапазона. Минимальная и максимальная посещаемость — оценочные показатели, поэтому их значения округлены до трёх значащих цифр. Проекты ранжируются по нижней границе диапазона посещаемости. Подробнее о ранжировании

Для ряда крупных проектов указан не диапазон, а наиболее вероятное значение посещаемости — так как данных по ним достаточно для более точного подсчёта. К таким проектам относятся Mail.ru, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Google и Youtube.

ВКонтакте, Одноклассники, YouTube и Instagram учитываются в рейтинге отдельно от интернет-компаний, которым они принадлежат — Mail.ru, Google и Facebook соответственно. Это связано с тем, что домены этих трёх проектов отличаются от доменов компаний-владельцев. Аналогичным образом в посещаемости портала Yandex.ru не учитываются проекты Auto.ru, Kinopoisk.ru и Edadeal.ru.

Для тех интернет-проектов, рядом с которыми отсутствует метка «Примерная оценка», указаны не приблизительные, а точные значения посещаемости. Эти проекты дали согласие на использование в Топе данных из аналитических продуктов Яндекса, поэтому для них посещаемость рассчитывается не по статистической модели, а по данным Метрики и AppMetrica.

Подключить к Топу Радара статистику из систем аналитики можно по ссылке напротив интернет-проекта. Эти данные начнут учитываться в рейтинге примерно через два дня после их подключения. Если интернет-проект отключит передачу данных, они также перестанут поступать на Радар спустя два дня — при этом показатели за прошлые месяцы не будут пересчитаны.

Данные Метрики позволяют не только рассчитывать точные показатели посещаемости проекта, но и дополнять его статистику в Топе новыми показателями. У проектов, подключивших передачу данных из Метрики, будут заполнены колонки «среднее время» и «дневная аудитория». Помимо этого, такие проекты будут показываться в рейтингах по характеристикам аудитории — это регион России, тип устройства, уровень дохода, пол и возраст.

С помощью данных из AppMetrica можно ещё точнее рассчитывать все показатели посещаемости, так как в них будут учтены пользователи мобильного приложения, которые не заходят на сайт. Помимо этого, для интернет-проектов c данными AppMetrica показывается доля пользователей приложения в совокупной аудитории.

Что означают показатели посещаемости

Посещаемость любого интернет-проекта определяется двумя способами: классическим (по анонимным идентификаторам браузеров) и с помощью кросс-девайсной склейки.

При классическом методе подсчёта число уникальных посетителей сайта равно числу уникальных браузеров, в которых его открывали — это самый распространенный метод учёта аудитории в интернете. Например, если один и тот же пользователь открывал сайт в Opera и Chrome c десктопа, а потом в Chrome со смартфона, в статистике будет учтено три разных посетителя.

Кросс-девайсная склейка позволяет «узнавать» посетителя на всех его браузерах и устройствах. В примере выше Радар учтёт одного посетителя — независимо от того, используются смоделированные данные или точная статистика. Поэтому при кросс-девайсной склейке количество посетителей сайта не завышается. Склейку анонимных идентификаторов браузеров и устройств одного и того же пользователя обеспечивает технология «Крипта».

Данные счётчиков Метрики, которые используются для расчёта посещаемости проектов в Топе, стандартизируются: это нужно, чтобы ресурсы находились в равных условиях для сравнения. Из-за стандартизации данных посещаемость в Топе и в отчётах Метрики может отличаться. Вот основные причины отличий:

— Метрика фиксирует визиты на сайт из любых регионов, а для расчёта позиций в Топе учитывается только российский трафик.
— Независимо от настроек конкретного счётчика Метрики, к данным для расчёта рейтинга применяется фильтрация роботов по строгим правилам и по поведению, а тайм-аут визита устанавливается на уровне 30 минут.
— Если один и тот же счётчик установлен на разных сайтах, для расчёта позиций конкретного проекта будут использоваться данные только по его домену.
— Если площадка передает статистику из AppMetrica, в показателях посещаемости в рейтинге будут также учтены пользователи мобильного приложения, которые не заходят на сайт.

Как интернет-проекты ранжируются в Топе Радара

Для определения места в рейтинге используются данные о кросс-девайсной аудитории. Проекты, для которых количество посетителей рассчитывается по статистической модели, ранжируются по нижней границе посещаемости – за исключением ряда крупных ресурсов, для которых указываются не диапазоны, а только одно наиболее вероятное значение посещаемости. Подробнее — в разделе Источники данных

В рейтинге могут оказаться несколько ресурсов, для которых будет указана одинаковая примерная посещаемость. Это возможно, так как границы интервала посещаемости указываются с округлением — потому что они представляют собой оценочные, а не точные значения. Сайты, у которых минимальная посещаемость совпадает, расставляются по алфавиту — например, siteforyandex.ru окажется выше yetanothersite.ru.

Стрелки «вверх» и «вниз» рядом с названиями ресурсов отражают изменения позиций в сравнении с предыдущим месяцем.

Что означают тематики и типы

Тип — это функциональное назначение ресурса, а тематика — то, чему он посвящён. Отдельный рейтинг составляется для каждого типа, тематики и их комбинации. Например, интернет-магазин, торгующий кормом для кошек, может показываться в следующих рейтингах: ресурсы о домашних животных, ресурсы о кошках, интернет-магазины, интернет-магазины с товарами для любых домашних животных, интернет-магазины с товарами для кошек. У ресурса может быть несколько разных тематик и только один тип.

Типы и тематики определяются автоматически с помощью машинного обучения. Скорректировать тип и тематику сайта можно по запросу. Для этого нужно заполнить форму обратной связи, кликнув по ссылке рядом с проектом в рейтинге. Ссылка расположена за символом «Настройка» — ⋮ (три точки по вертикали).

Описание типов

Агрегаторы
Это каталоги различных объявлений — например, о поиске работы, купле-продаже товаров и услуг, недвижимости, автомобилей. К этому типу относятся сайты, на которых пользователи сами размещают объявления (например, Avito), а также сайты, автоматически собирающие объявления или предложения (Яндекс.Маркет, Booking.сom, AviaSales). В этот тип также входят агрегаторы новостей, которые не публикуют собственный контент: например, Яндекс.Новости и MediaMetrics.
Видео
Это ресурсы, позволяющие загружать и/или просматривать видео-контент — например, онлайн-кинотеарты. Некоторые сайты с видео-контентом не относятся к этому типу. Это сайты телеканалов — они отнесены к «Представительствам бизнесов и организаций» — и сайты с эротическим или порнографическим контентом, которые вынесены в отдельный тип.
Интернет-магазины
Ресурсы, позволяющие заказать или купить товары. К ним не относятся агрегаторы предложений разных магазинов (например, Яндекс.Маркет) и системы размещения объявлений (например, Avito) – такие ресурсы классифицируются как «Агрегаторы». Также к интернет-магазинам не относятся сайты, предлагающие «офлайновые» услуги (продажу туров, уборку квартир и пр.) — это «Представительства бизнесов и организаций».
Контентные проекты
Ресурсы с контентом, который упорядочен по хронологии или по разделам. Формат контента может быть любым — статьи, картинки, wiki-проекты. В этот тип не входят каталоги ссылок на материалы других сайтов (это «Агрегаторы»), сайты с контентом, который быстро устаревает (это «Новости»), сайты, на которых контент могут создавать все пользователи (это «Сообщества»), а также сайты с видео, которые относятся к одноименному типу.
Новости
Новостным считается контент, который упорядочен хронологически и остаётся актуальным не больше нескольких дней. В этот тип входят как новостные сайты без определённой тематики, так и сайты, посвящённые чему-то одному — например, политике или финансам. При этом сайты с новостями на узкоспециализированную тему (например, о конкретной компьютерной игре) относятся к другим типам — «Контентные проекты» или «Сообщества». В тип «Новости» также не входят агрегаторы (например, Яндекс.Новости).
Онлайн-игры
Сайты, на которых можно играть онлайн в одну или несколько игр. К этому типу также относятся официальные сайты игр, с которых можно скачать приложение — а сама игра происходит в онлайне (например, Worldoftanks.ru). К этому типу не относятся сайты издателей игр, например Wargaming.net — это «Представительства бизнесов и организаций».
Порно, эротика
Проекты с любым подобным контентом — видео, картинки, тексты и т.д.
Портал
К этому типу относятся глобальные поисковые системы — Яндекс, Google, Mail.ru и другие.
Представительства бизнесов и организаций
К этому типу относятся ресурсы, на которых пользователи могут оформить заказ на услугу в офлайне. Например, в этот тип попадают туроператоры, банки, интернет-провайдеры. Также к этому типу относятся сайты по продаже товаров, оформить покупку которых можно только офлайн — например, сайты по продаже автомобилей или недвижимости. Сюда же попадают сайты брендов или производителей и официальные сайты некоммерческих организаций.
Сервисы
Ресурсы для решения конкретных задач. Например, это могут быть сервисы, позволяющие слушать музыку онлайн, хранить файлы, изучать карты и прогноз погоды, создавать и редактировать изображения.
Сообщества
К этому типу относятся сообщества, посвящённые конкретной тематике. Это могут быть социальные сети, форумы, блоговые платформы, сайты вопросов-ответов, сайты с отзывами и другие подобные ресурсы. К этому типу не относятся сайты, для которых большую часть контента создают администраторы сайта, профессиональные писатели или другой ограниченный круг авторов, а не сами пользователи — это «Контентые проекты».
Социальные сети
Социальные сети без определённой тематики, такие как ВКонтакте и Facebook. В этот тип не входят социальные сети, посвящённые узкой тематике (например, аниме или домашним животным) — это «Сообщества».
Ставки
Букмекерские ресурсы, позволяющие сделать ставку на спортивные мероприятия или любые другие события.

Как часто обновляется Топ Радара

Данные о посещаемости интернет-проектов обрабатываются Радаром ежедневно, а в рейтинге отражаются с задержкой в два дня. Статистика за неполный текущий месяц начинает показываться с 10-го числа — например, до 10-го июня в рейтинге будет статистика за май.

Как рассчитываются показатели «Среднее время», «Доля пользователей приложения» и «Дневная аудитория»

«Среднее время» отражает среднее количество минут, которое кросс-девайсные посетители сайта провели на нём за текущий месяц. «Дневная аудитория» — это среднее количество кросс-девайсных посетителей за день в текущем месяце.

Если площадка подключила данные из AppMetrica, в расчёт среднего времени войдёт и время в приложении. Статистика из AppMetrica также позволит повысить точность подсчёта дневной аудитории и показателей посещаемости за месяц — так как в этих метриках будут учтены пользователи мобильного приложения, которые не заходят на сайт.

Доля пользователей приложения показывает, какой процент они составляют в совокупной кросс-девайсной аудитории площадки — эта метрика рассчитывается только при наличии данных AppMetrica.

Как определяется регион, тип устройства и демографические характеристики аудитории

В срезах по региону, типу устройства и демографии показываются только те интернет-проекты, которые подключили передачу данных Метрики.

Регион вычисляется по IP-адресам посетителей сайтов, тип устройства — по строке User Agent. Демографические характеристики определяются с помощью технологии «Крипта», при этом все данные анонимны и не позволяют идентифицировать конкретного пользователя.

Частые вопросы

Как добавить свой ресурс в рейтинг?
В Топ автоматически отбираются 10 000 крупнейших интернет-проектов по количеству посетителей из России. Ресурс попадёт в рейтинг автоматически, как только он войдёт в их число.
Мой ресурс попал не в ту тематику / тип. Как это исправить?
Заполните форму обратной связи, нажав на ссылку «Изменить тематику или тип». Ссылка расположена рядом с вашим проектом в рейтинге, за символом «Настройка» — ⋮ (три точки по вертикали).
Что такое кросс-девайсные посетители?
В классических системах веб-аналитики термин «посетитель» означает уникальный браузер, в котором открывали сайт. Если один и тот же пользователь заходил на сайт из нескольких разных браузеров (не важно, на одном устройстве или на разных), система веб-аналитики зафиксирует несколько разных посетителей.

А при расчёте количества кросс-девайсных посетителей система «узнаёт» пользователя на всех его устройствах и во всех браузерах. Если один и тот же пользователь заходил на сайт с нескольких устройств, в колонке «Посетители, кросс-девайс» будет учтён только один посетитель.

Таким образом, количество кросс-девайсных посетителей представляет собой более реалистичную оценку аудитории ресурса. За расчёт кросс-девайсной посещаемости проектов в рейтинге отвечает технология «Крипта».
Мне кажется, что количество кросс-девайсных посетителей моего ресурса занижено
Число кросс-девайсных посетителей всегда будет меньше количества посетителей в одной из систем классической веб-аналитики, к которым относятся Яндекс.Метрика, Google Analytics и другие. При этом кросс-девайсная посещаемость будет точнее отражать реальную аудиторию ресурса.

В Метрике, Google Analytics и большинстве других систем посетители учитываются по идентификаторам браузеров. Из-за этого аудитория ресурса оказывается завышенной: если один и тот же пользователь открывал сайт в нескольких разных браузерах (неважно, на одном и том же устройстве или на разных), он будет учтён как несколько разных посетителей — хотя на самом деле сайт посещал один и тот же человек.

А при расчёте количества кросс-девайсных посетителей система «узнаёт» пользователя на всех его устройствах и во всех браузерах. Если один и тот же пользователь заходил на сайт с нескольких устройств, в колонке «Посетители, кросс-девайс» будет учтён только один посетитель. За расчёт кросс-девайсной посещаемости проектов в рейтинге отвечает технология «Крипта».

Таким образом, кросс-девайсная аудитория всегда будет меньше, чем количество посетителей в системах веб-аналитики. При этом число кросс-девайсных посетителей гораздо точнее отражает реальный размер аудитории ресурса.
Если я подключу передачу данных Метрики, какая статистика по моему ресурсу станет общедоступной?
Для вашего ресурса будет указано количество посетителей из России. При этом проект также будет показан в рейтингах по региону, типу устройства, полу, возрасту и доходу аудитории. Эти рейтинги становятся доступны при выборе фильтра, который оставляет в отчёте только проекты, передающие точные данные о посещаемости. Например, для конкретного ресурса можно будет посмотреть количество посетителей—мужчин из Московской области.

Также для ресурса будет показано среднее количество минут, которое кросс-девайсные посетители ресурса провели на нем за выбранный период, и среднее количество кросс-девайсных посетителей за день.
Можно ли отключить передачу данных Метрики и/или AppMetrica?
Конечно, это можно сделать в любое время. Статистика перестанет поступать в Топ примерно через двое суток после того, как вы отключите соответствующую опцию в Вебмастере. Обратите внимание: когда вы отключите передачу данных, в Топ перестанет поступать новая статистика – но данные за прошлые периоды не будут пересчитаны.
Я подключил передачу данных Метрики, но у моего ресурса осталась метка «Примерная оценка»
Данные Метрики начинают учитываться в рейтинге примерно через два дня после того, как в Вебмастере была включена соответствующая опция.
Обязательно ли подключать данные AppMetrica, если я уже подключил передачу данных Метрики?
Подключать данные AppMetrica нужно только для того, чтобы для вашего проекта была указана доля аудитории приложения, а показатели посещаемости рассчитывались точнее.
Я подключил передачу данных Метрики, но в Топ начали передаваться какие-то другие данные — в отчётах Метрики я вижу другие цифры. Почему?
Для начала важно понять, какие именно показатели отличаются.
  1. Сравнивать колонку «Визиты» в Метрике с количеством посетителей в Топе не стоит, это разные показатели. Узнать подробнее о том, чем визиты отличаются от посетителей, можно в Помощи Метрики.
  2. Количество кросс-девайсных посетителей не должно соответствовать количеству посетителей в Метрике, потому что они учитываются по-другому.
  3. Количество «обычных» посетителей во второй колонке рейтинга может немного отличаться от количества посетителей, которое вы видите в Метрике. Это связано с тем, что данные Метрики стандартизируются, чтобы все проекты были в равных условиях для сравнения.
Вот основные причины, по которым количество посетителей в Метрике может отличаться от значения в колонке «Посетители» в Топе:
  • В Метрике учитываются посетители из любых регионов, а в Топе — только российская аудитория;
  • Независимо от настроек конкретного счётчика Метрики, к данным для расчёта рейтинга применяется фильтрация роботов по строгим правилам и по поведению, а тайм-аут визита устанавливается на уровне 30 минут;
  • Если один и тот же счётчик установлен на разных сайтах, для расчёта позиций конкретного проекта будут использоваться данные только по его домену.
  • Если вы подключили к Топу данные AppMetrica, в показателях посещаемости в рейтинге будут также учтены пользователи мобильного приложения, которые не заходят на сайт.

Отчёты по поисковым системам и технологиям в интернете

Чтобы рассчитывать рыночные доли поисковых систем, браузеров, типов устройств и операционных систем, мы отслеживаем, какой процент переходов на сайты они обеспечили в общем трафике региона. Для этого мы анализируем сводные данные по счетчикам Яндекс.Метрики. Отчеты по технологиям и поисковым системам доступны для четырех стран — России, Беларуси, Казахстана и Турции.

Статистику по долям поисковых систем и браузеров можно посмотреть в разбивке по операционным системам и по типам устройств: например, сравнить доли браузера Chrome Mobile на iOS и Android или на планшетах и смартфонах.

Источник данных

Для расчётов используется обобщённая статистика переходов на все сайты со счётчиком Яндекс.Метрики. Это ведущая система веб-аналитики в России, которая работает с 2009 года и по состоянию на август 2018 года регистрирует 78,88%* трафика в доменной зоне .ru. По данным аналитического центра W3Techs, Яндекс.Метрика занимает третье место в мире по количеству доменов, на которых установлен её счётчик.

*Системы веб-аналитики по объёму трафика, регистрируемого в доменной зоне .ru
по данным Яндекса за август 2018
Доля доменов со счётчиком Яндекс.Метрики
по данным W3Techs на 25.09.2018

Методология

Чтобы обеспечить репрезентативную выборку доменов для анализа, изо всех отчётов Яндекс.Радара исключены визиты на собственные сайты Яндекса. Помимо этого, мы корректируем погрешности измерений, которые возникают из-за особенностей работы некоторых технологических решений для веба. Например, из-за массового перехода на https-шифрование мы ввели поправку на отсутствие реферера: в некоторых старых браузерах он теряется при переходах с https на http.

Объём трафика измеряется в визитах. Регион вычисляется по IP-адресам посетителей сайтов, дата и время визитов — по часовому поясу счётчика, а браузер, операционная система и тип устройства — по строке User Agent. Для определения поисковой системы используются те же принципы, что и в одноимённом отчёте Яндекс.Метрики.

Что такое визит
Последовательность действий одного посетителя на сайте со счётчиком Яндекс.Метрики. Учитываются просмотры страниц, переходы по внешним ссылкам, загрузки файлов и другие типы взаимодействий. Визит начинается с перехода на сайт и заканчивается, когда посетитель не совершает никаких действий в течение определённого времени. По умолчанию это 30 минут, но владельцы счётчиков могут задавать собственное время неактивности. Подробнее — в справочном центре Яндекс.Метрики.

В отчётах по поисковым системам и браузерам представлена статистика за период с 1 января 2015 года, в отчётах по операционным системам и типам устройств — с 1 апреля 2015 года. Для анализа можно выбирать любые интервалы дат кроме последней недели.

Обратная связь

Мы будем рады ответить на ваши вопросы:
форма обратной связи

Топ интернет-проектовОтбор проектовИсточники данныхПоказатели посещаемостиРанжированиеТематики и типыОписание типовЧастота обновленияАудиторные метрикиДемографические срезыЧастые вопросыПоисковые системы и технологии в интернетеИсточник данныхМетодология